Духовенство области войска Донского
Труфанов Сергей Михайлович
Окончив
Санкт-Петербургскую духовную академию, постригся в монахи.
В
1905—1906 годах был иеромонахом в Почаевской лавре; принимал активное участие в
деятельности «Союза русского народа», а также в черносотенной печати —
«Почаевском Листке», «Вече» и др. Устраивал митинги, на которые сходились
значительные толпы народа; вёл крайне резкую агитацию против евреев и инородцев
вообще, против интеллигенции, с постоянными призывами к погромам; постоянно
нападал на высших должностных лиц на государственной и на церковной службе.
Прибегая к демагогическим приёмам, говорил о интересах страдающего
крестьянства, Илиодор приобретает значительную популярность у населения, в
основном крестьянского.
В
1907 году Синод запретил ему литературную деятельность, но, пользуясь
покровительством различных влиятельных лиц, он не подчинился этому запрету и
остался безнаказанным. С помощью Григория Распутина Илиодор нашёл покровителей
в государственных сферах, но тут же начал сам бороться с влиянием Распутина. В
1908 году он, однако, был переведён в Царицын.
Здесь
деятельность его, под покровительством саратовского епископа Гермогена,
развернулась ещё шире. Его проповеди принесли ему громадную популярность в
части населения, в них несомненно проявлялись некоторые демократические
стремления. Илиодор резко нападал на местную администрацию, в частности — на
саратовского губернатора графа Татищева. Занимался исцелением больных и
изгнанием бесов из кликуш и различных припадочных, что создавало ему ореол
святого и чудотворца. По благословению Григория Распутина основал в Царицыне
мужской Свято-Духов монастырь. Когда в 1909 году Синод запретил Илиодору
служение, Илиодор назвал распоряжение Синода «безблагодатным и беззаконным» и
продолжал служение. Синод постановил перевести Илиодора в Минск, но Илиодор не
поехал, и постановление было отменено, а Саратовский губернатор Татищев в 1910
году был переведён на службу в Петербург.
В
1910 году Илиодор за оскорбление полиции был приговорён судом к месячному
аресту, но это постановление в исполнение не было приведено. В январе 1911 года
состоялось постановление Синода о переводе Илиодора в один из монастырей
Тульской епархии. После двухдневного шумного протеста Илиодор подчинился
постановлению Синода и выехал из Царицына, оставив около 500 000 руб. долга,
сделанного им для постройки нового храма и других монастырских нужд. Через
месяц Илиодор бежал из Новосильковского монастыря (Тульской епархии), вернулся
в Царицын и возобновил свою деятельность.
В
течение 1911 года он совершал паломничество через поволжские города в Саров,
причём толпы его поклонников совершали буйства, избиения прохожих и т. п. В
январе 1912 году было приведено в исполнение постановление Синода о заточении
Илиодора во Флорищеву пустынь Владимирской епархии. В октябре того же года
Илиодор внезапно обратился с посланиями в Синод и к почитателям, в которых
заявлял, что раскаивается в своей деятельности, просит прощения у евреев,
отрекается от веры в православную церковь. В ответ Илиодор по постановлению
Синода был расстрижен и освобождён из монастыря. Организовал одно из покушений
на Распутина, которое осуществила Хиония Гусева. Однако Распутину удалось
выжить.
Опасаясь
уголовного преследования, Илиодор в 1914 году бежал за границу. Большая часть
поклонников от него отшатнулась, и он потерял былое значение. Жил в Христиании,
где работал на заводе. В июне 1916 года переехал в США.
В
1917 вышла книга Труфанова «Святой Чорт» о Григории Распутине. Проверке
содержания книги в Чрезвычайной следственной комиссии показала, что она была
наполнена вымыслом: множество телеграмм, приводившихся Труфановым, никогда в
действительности посылаемы не были.
В
1917 году снялся в первом в мире фильме о революции в России «Падение
Романовых».
Участвует
в левом движении, после Октябрьской революции предлагает свои услуги
большевикам. По личному предложению Дзержинского начал служить в ЧК, где
выполнял "самые деликатные поручения". С 1918 г. по 1922 г. снова
живёт в Царицыне, создав секту «Вечного мира» и именуя себя «патриархом Илиодором».
Затем, опасаясь ареста, уехал в США, где публиковал свои записки о Распутине.
Стал баптистом, работал на должности швейцара небольшой гостиницы. Скончался от
болезни сердца в 1952 году.