Духовенство области войска Донского
ЛЕТОПИСЬ ДАНИЛОВСКОЙ ЦЕРКВИ (Ведомость церкви тут)
Историческая
записка о Богословской, ныне Покровской церкви слободы Даниловки Усть-Медведицкаго
округа Березовскаго благочиния Донской Епархии.
Архив Даниловской Богословской, ныне Покровской, церкви, сохранившийся с
прошлаго XVIII стол[етия] до
настоящего времени побудили меня к составлению сей записки. |
Гл[ава]
1. Построение Церкви Богословской и Покровской
По
указу Ея Императорскаго Величества (Екатерины II) из духовной
Преосвященнаго Тихона Воронежскаго консистории на прошение воинскаго Атамана Евфремова от 1751 г. 21 Авг[уста], 11 Декабря 1767
года разрешено в слободе Даниловке, в его имении, построить Богословскую
церковь; от прихожан малороссиян, крепостных людей
Евфремова, велено отобрать подписку, что они и их наследники будут доставлять
все необходимое для повседневнаго богослужения: «воск, ладан, вино церковное,
деревянное масло, муку на просфоры и проч. …», а
попа с причетом, сказано в том указе, «имеет довольствовать пахота с покосы в
отведенных дачах Евфремова предписанной слободы, сколько
они пожелают без отвода». В том году число дворов прихожан было 82, жителей
муж[скаго] пол[а] 323, жен[скаго] п[ола] 264. (Л. 1)
В 1767 году церковь Богословская была построена, была она деревянная,
небольшая, место, занимаемое ею, было живописное, на берегу озера Ильменя, где
в данное время усердием прихожан поставлена часовня в память события 17
Окт[ября] 1888 года [—] крушения поезда с Царской семьей при станции Борки, и
освящена 28 Июня 1898 года. Богословская церковь существовала 52 года до 1819
года, когда по ветхости своей она была упразднена. Вместо нея была построена
настоящая Покровская церковь, каменная. Строителем главным ея был Управляющий
г[оспод] Евфремовых — Мордовцев — родной дед ныне здравствующаго писателя
Даниила Лукича Мордовцева; в годы постройки этой церкви крестьяне были
избавлены помещиком от всех податей. Храм Покровский с
одним главным и двумя придельными Св. Престолами во имя Св. Апостола [и]
Евангелиста Иоанна Богослова — правый и во имя Святителя
Николая Чудотворца — правый. (Л. 1 об.)
2. Духовенство
Даниловской церкви
Первым священником слободы Даниловки при Богословской
церкви был отец Дионисий, в миру Денис, дворовый человек г[оспод] Евфремовых,
за какой-то поступок высланный из Старо-Черкасска, где постоянно жили
Евфремовы, в имение Даниловку; по одному преданию он был панский кучер, по
другому — лакей, но то, что он был грамотный и расторопный человек, это
подтверждает предание всевозможных толков. Его[-]то громада (т. е. общество) и
выставила кандидатом на должность священника при Богословской церкви, так что в
1767 году 27 Декабр[я] за № 233 ему, о. Дионисию, адресуется циркулярный указ.
Когда умер он, неизвестно, только с 1777 г. Июл[я] 15
дн[я] Воронежская консистория адресует циркулярные указы на имя новаго
священника Павла Федорова. В 1795 году открыт второй
штат при Богословской церкви — священник Федоров по преданию был ученый муж и
добродушный; на место отца Павла, умерш[аго] в 1800 году, поступил о. Антоний
Дионисьев, сын отца Дионисия, получивший от него фамилию, на второй штат
назначен Кирилл Летковский, из дьячков, бывший хороший певец Киевской Лавры, он
же был назначен благочинным окружающих церквей от слободы Ореховой до
Арчадинской станицы включительно. Далее идет ряд священников, служащих в
слободе Даниловке, более близких к (Л. 2) нашему
времени, о которых незачем вдаваться в подробности, а посему ограничусь
представлением хронологическаго списка.
|
Где погребен |
1) о. Дионисий — 1767 — 1779 г. 2) о. Павел Федоров — 1779 — 1800 3) о. Антон Дионисьев — 1800 — 1824 4) о. Кирилл Летковский — 1803 — 1814 5) о. Иоанн Дионисьев — 1814 — 1845 6) о. Стефан Иоанникеев — 1819 — 1837 7) о. Стефан Муромский — 1825 — 1826 9) о. Иаков Лавровский — 1833 —1845 10) о. Василий Антонов — 1837 — 1844 11) о. Иаков Ломоносов — 1845 — 1846 12) о. Стефан Дионисьев — 1846 — 1870 г. 13) о. Петр Смирнов — 1847 — 1856 14) о. Алексей Лавров — 1866 г. по наст[оящее] вр[емя] 15) о. Иоанн Кожин — 1865 — 1867 16) о. Иоанн Евсеев — 1868 г. — 1874 17) о. Андрей Дионисьев — 1870 — 1884 18) о. Иоанн Протопопов — 1885 — 1886 19) о. Димитрий Краснов — 1878 — 1890 20) о. Александр Попов — 1886 — 1893 г. 21) о. Николай Зыков — 1886 — 1897 22) о. Василий Аржельский — 1891 — 1894 23) о. Александр Иванов 1895 — 7 июля 1901 г., выбыл в Ермаков хутор |
здесь здесь здесь здесь здесь здесь неизвестно здесь здесь здесь неизвест[но] здесь здесь неизвестно выбыл выбыл здесь здесь выбыл в заштат выбыл выбыл |
Пять показанных здесь священников [—] Антоний и Иоанн Дионисьевы, Алексей Летковский, Яков Лавровский и Алексей Лавров [—] для получения сана священника
проходили все низшия степени службы при Даниловской
церкви.
О
священниках Стефане Иоаникееве — Стефане Муромском ничего не известно,
остальные священники с семинарским образованием, всех лиц, занимающих низсшия
должности в клире Даниловской церкви перебыло 33 человека, из них 8 диаконов,
дьячков и псаломщиков 16, пономарей 9 человек, такое малое количество низшаго
клира объясняется тем обстоятельством, что одним и тем же лицам приходилось
занимать в Даниловской церкви разныя должности, о чем мною было упомянуто выше.
Но что всего замечательнаго в составе клира Даниловской церкви, то это то
обстоятельство, что трем родам: Летковским, Лавровым и особенно Дионисьевым,
пришлось и поныне приходится подвизаться на службе при Даниловской церкви
преемственно по нисходящей прямой линии кровнаго родства, напр[имер], фамилия
Дионисьевых 117 лет подвизалась на службе при Даниловском храме; фамилия
Лавровых [и] теперь подвизается на службе. (Л. 3)
3)
Служебная деятельность духовенства
Служебная деятельность духовенства
Даниловскаго причта, как обыкновенно всего русскаго духовенства, состояла и
поныне состоит в исполнении церковной службы, треб у
прихожан и в ведении церковной отчетности, как то: писании метрик и других
церковных документов. Все это Даниловским духовенством по силе возможности
выполнялось, о чем свидетельствуют сохранившиеся в архиве метрическия и другие
документы с 1767 г. по настоящее время. О самых
церковных документах мною будет говорено ниже, а теперь только замечу, что не
так трудно было вести церковные документы в прошлом столетии при тогдашней
безграмотности, как было трудно доставлять их в духовныя правления по неимению
тогда земской почты непременно самому причту лично. Вот копия интереснаго
сохранившагося по сему поводу документа [—] «Инструкция». [«]По указу ЕЯ
Императорскаго Величества, Самодерж[и]цы Всероссийской, из Мигулинскаго
духовнаго правления Феодоровской станицы дьячку Ивану
Кипову. Приняв тебе сию инструкцию ехать ведомства здешняго правления по реке
Медведице в состоящия станицы и слободы денно и нощно с великим поспешением
учинить ниже(Л. 3 об.)следующее:
По приезде в станицу Страов, а с лошадью с реченой
станицы в слободу Даниловку даниловскаго священника, не взирая ни на какия их
объяснения, во исполнение Ея Императорскаго Величества присланнаго из
Воронежской духовной консистории указа, выслать при себе для подачи требуемых
оными указами в оную консисторию за сей [1]773-й год шнуро-запечатанные
метрические книги в здешнее правление непременно, а чего ради он же священник
(не разобрано 2 слова) поныне
для подачи тех книг не являлись в реченную духовную консисторию, доношением
представить.2.
в силу Ея Императорскаго Величества указа взять тебе нижеписанных станиц:
священника Спуришенской станицы Григория с сыном
Гафоном, Иоанна с сыном Алексеем,
Арчадинской Лариона с сыном Алексеем, Етеревской Стефана
с сыном Василием (не раз[обрано] 1 сл[ово]), Михаила с
детьми Козьмою и Василием, слободы Даниловки Дионисия с сыном Антоном, Рахинки
Игнатия с сыном для отсылки ведомства Его Преосвященства Тихона, Епископа
Воронежскаго и Елецкаго, в семинарию представлением в
здешнее правление непременно, паче же чаяния, ежели кто из оных священников
тебе будет ослушан, таковаго истребовать того места от учителей и церковно
причетников забив в ножную колоду, представить в сие правление, что тебе
посланным по сей инструкции, пренебреженно будет, то за оное, во[-]первых, вменено тебе будет на теле наказание, а потом за неявившимися
ослушниками послан бысть имеет вторично, подводы тебе, как до слободы Даниловки
по станицам и слободам, так и обратно до правления брать везде у священно[-] и
церковнослужителей без малейшей остановки. Архимандрит Порфирий. Декабря 24
дн[я] 1773 года. Канцелярист Ива (Л. 4)
Из этого указа видно, какия прискорбныя были [случаи] с Даниловским причтом в
служебной деятельности из[-]за несвоевременнаго представления метрик. Как
чрезмерно было строго начальство высшее к духовенству, так точно строги были и
о. благочинные, если касалось отчетности церковной, вот копия документа:
«Приказ» Слободы Даниловки Священнику Антонию Дионисьеву:
«Получа сей, имеете взять ведомость о состоящих
церковно- и священно[-]священнослужителях и другую о священно церковно
служителях [—] кто был у исповеди и Св. Причастия, и, кроме исповедных и на
оные, [—] на сдачю денег; по отправлении заутра
молебна, ниже мало медля, отправьтесь ко мне в Берцовскую станицу с дьячком
Матфием, будет непоспешение, догоните меня где[-]либо в нижних станицах
непременно, непременно опасаясь за непослушание указнаго штрафа. 12 Дека[бря]
1801 г. благочинный иерей Андрей Лапин[»]. Из этого
документа вполне, я полагаю, видно, в чем состояла
служебная деятельность тогдашняго духовенства, какая требовалась отчетность в
конце прошлаго столетия. В начале настоящаго столетия эта[-]то служебная
деятельность увеличилась, на духовенство возложена была обязанность заведывать
церковным хозяйством, каковое заведывание до того времени находилось в ведении
гражданскаго начальства, что видно из ответа Даниловскаго духовенства на
предписание из Хоперскаго [духовнаго] правления за № 422 от 20 Окт[ября] 1806
г., где говорится: «4-ое. О церковной сумме мы
неизвестны, потому что состоит она под присмотром Атаманским и станичною печатью,
оной прихода и расхода не знаем, в чем показываем справедливо». С 1807 года
стали высылать в Даниловскую церковь шнуровыя приходо[-]расходныя книги,
ведение которых возложено было на духовенство; это новое для них дело наделало
много хлопот духовенству (Л. 4 об.) [—] надо было каждый месяц быть
всему причту при высыпке денег свечных, кошельковых и
подписываться под приходо-расходными книгами; при высыпке также полагалось два
доверенные от прихожан; порядок одинаков с настоящим. Даниловское духовенство
на первых порах плохо наблюдало за церковным хозяйством, что видно из
приходо-расходных книг с 1807 по 1817 [годы]
включительно: 1 ст[атья] приход 1807 г. записана так [—] оставшейся суммы
церковной от 1806 [года] — 628 р. 10 к., а в итоге 1817 года значится
оставшейся суммы на 1818-й год 694 р. 76 к., так что за 10[-]летний период
прибыло церковной суммы 66 р. 66 коп., хотя за это время не было никаких
расходов, кроме необходимых: покупки свеч, ладана, вина, масла и не было
никаких взносов определенных. Чем объяснить такую малую
прибыль, покрыто седой стариной, хотя одна статья
расхода в 1817 году проливает свет на это обстоятельство: «куплено пуд восковых
свечей белых алтынных, заплачено 68 руб., если такая
была дорогая покупка, то, наверно, и польза была очень малая. С 1818 года
хозяйство Даниловской церкви принимает другое направление: во[-]первых, из
церковных сумм некоторая часть отсылается в духовное правление и прибыль
увеличивается. Одновременно с возложением на духовенство обязанности
заведывания церковным хозяйством увеличилась и годичная отчетность церковна[я];
стали присылаться из Святейшаго Синода различные
бланки, ведомости, касающиеся отчетности по хозяйственной части, которые в
совокупности с другими бланками и поныне (Л. 5) составляют нелегкое дело для духовенства, вследствие чего денежная
отчетность в последнее время стала центром всей церковной отчетности и так
важна стала, что о. благочинному при полугодичной
ревизии церквей некогда улучить минуты на другия дела, касающияся его
деятельности, тем более кажда[я] отчетность денежная требует точности, верности
и пунктуальности. Кроме церковнаго хозяйства на
даниловское духовенство в начале настоящаго столетия возложена была обязанность
обучать грамоте «прихожанских детей». Хотя секретный указ Консистории от 26
Февр[аля] 1837 г. касался обязанности духовенства обучать грамоте детей раскольников, но в слободе Даниловке далеко ранее была церковная школа для прихожанских детей;
учительствовали в ней низсшие члены причта; особенно
ревностными учителями той школы были священник Иаков Лавровский и сын его, ныне здравствующий о.
Алексей; программа той школы была незатейливая, вот как
она излагается в секретном указе[:] «обучать чтению церковной и гражданской
печати, а желающих и письму, на память молитву Господню, Символ [веры], 10
Заповедей, стих [«]Богородице, Дево, радуйся[»], к чему учащий присовокупит
самое краткое и простейшее изъяснение оных из катихизиса, и главнейшия сказания
из Священной истории, передавая сие, изъяснит, и сии сказания в виде разговоров,
по времени и случаям возобновляемых, без школьной принужденности и буквальнаго
вытверживания наизусть; оказавшим в церковном чтении
успехи, в праздничные дни давать в церкви место на клиросе, приохочивать их к
церковному пению и, по возможности, употреблять к церковному чтению, дабы
очевидность успехов их служила (Л. 5 об.) в утешение родителем и
поощрение прочих к учению». Метод обучения в той школе зависел от учащих, но
самый главный способ, к которому прибегали учащие для достижения легкости
обучения, была розга; она отвечала за непонимание
учащих и учащихся. Но, несмотря на простую программу и
несовершенство обучения, Даниловская церковная школа дала
обществу [немало]; так, из нея вышли: ныне здравствующий писатель Русской земли
Даниил Лукич Мордовцев, брат его Андрей Лукич, бывший городским головою в г.
Ростове н/Д, художник Ткаченков, много духовных лиц и
проч. Церковная школа в Даниловке существовала до 1874 [года] более 50 л[ет],
когда по новому положению она была преобразована в земское начальное приходское
училище, а в 1883 году, благодаря бывшему ея питомцу, преобразована в
2-хклассное училище с ремесленным [и] столярным отделением. Казалось бы, что
Даниловская церковная школа навеки должна быть
похоронена под сенями, но нет
[—] по воле незабвеннаго Императора Александра III-го церковная школ[а] призвана снова к жизни, и [в]
1890 году открыта в Даниловке, при чем общество отпустило на содержание ея 100
руб., а в настоящем 1898 году выстроило для нея приличное
здание, в котором помещается 150 учащихся, и Даниловское духовенство и теперь
трудится на обучении прихожанских детей. (Л. 6)
Кроме того, при содействии духовенства возникли школы грамоты на всех поселках,
приписанных к Даниловскому приходу.
Остается сказать теперь о проповеднической деятельности Даниловскаго духовенства.
В архиве данных о этой деятельности нет никаких, что, конечно, не может служить
доказательством, что таковая деятельность отсутствовала. Наверно, все
даниловские священники, по мере возможности, сообразуясь с обстоятельствами
времени, с запасом богословских знаний, следуя
первосвятителям Российской церкви, знаменитым
проповедникам, и сами [отметились] на этом благородном
поприще проповеднической деятельности, только не оставили и семи после себя сведений
в документах. Только церковная библиотека, в которой
есть налицо проповеди всех русских проповедников, как
то: Филарета, Иннокентия, Тихона, [—] свидетельствует о сей деятельности. В
недавнее время Епархиальное начальство стало следить за проповедническою
деятельностью, предложив ему [причту] завести журнал; такой журнал заведен при
Даниловской церкви с 1890 года, при священнике Александре Попове, ныне Архимандрите Ректоре Иркутской дух[овной] Семинарии. Из этого журнала видно, [что] с 15 Сент[ября]
1890 [года] по настоящее время сказано Даниловским духовенством более 1000
поучений, собеседован[ий], отслужено столько же
акафистов на вечерних богослужениях в воскресные и праздничные дни. (Л. 6
об.)
Если к такой ревностной проповеднической деятельности духовенства прибавить то
обстоятельство, что с 1890 [года], со времени поступления в причт священника А.
Попова, ныне архимандрита Алипия, по благословению покойнаго Епископа викария
Серафима, в Даниловском храме стала совершаться ежедневная служба и поныне совершается,
то можно с уверенностью сказать, что Даниловский Покровский храм в
религиозно[-]просветительном значении его для прихода находится в более или
менее благоприятных (в скобки: обстоятельствах) условиях, каковою заслуженною
репутациею он пользуется не только между прихожанами, но и между окружающими
другими приходами, где нет ежедневной службы.
В документе ошибочно: воисковаго.
В документе ошибочно: людеи.
Многоточие документа.
Так в документе.
Далее зачёркнуто: тремя.
Вместо: левый.
Так в документе.
В документе ошибочно: не известно.
В документе ошибочно: в 1795 году и поставлена
точка.
На л. 2 об. слово ошибочно повторено.
В документе ошибочно: Летковскии.
Фраза «7 июля 1901 г., выбыл в Ермаков хутор» написана
вместо зачёркнутого: по настоящ[ее] врем[я].
Далее оставлено пустое место.
Текст об о. Писареве дописан другой рукой. Ниже в
столбик поставлена нумерация священников до 31.
В документе ошибочно: 6.
В документе ошибочно: Антонии.
В документе ошибочно: Лавровскии.
В документе ошибочно: низсшия.
Здесь и ниже в документе ошибочно: по ныне.
Чтение последней цифры предположительное.
Чтение названия станицы предположительное.
Чтение названия станицы предположительное.
Так в документе.
В документе ошибочно: по ныне.
Чтение названия станицы предположительное.
Так в документе.
В документе ошибочно: Алексеев.
Чтение текста в скобках предположительное.
Чтение названия станицы предположительное.
В документе ошибочно: семинарии представлением.
В документе ошибочно: въминено.
Имя не дописано.
В документе ошибочно: о состоящим.
Так в документе.
В документе ошибочно: благочинныи.
В документе ошибочно: вчем.
В документе ошибочно: 4-ое о церковной.
В документе ошибочно: кошель-ковых.
В документе ошибочно: с 1807 — 1817.
В документе ошибочно: ни каких. Далее
зачёркнуто: налог[ов].
Так в документе.
Далее зачёркнуто: была.
В документе ошибочно: св.
В документе ошибочно: составляет.
Чтение слова предположительное.
Далее слово ошибочно повторено на полях.
Слово написано над строкой.
Так в документе.
В документе ошибочно: учительствововали.
В документе ошибочно: Лавровскии.
В документе ошибочно: здравствующии.
В документе ошибочно: программа той школа была
незатей ливая.
Так в документе.
Вместо: были: розги.
В документе ошибочно: не смотря
Далее взято в квадратные скобки: русскому.
Так в документе.
В документе ошибочно: на веки.
Чтение слова предположительное; написано как:
сеньнями.
Далее зачёркнуто: ровно через 15 лет в Даниловке
о[ткрылась].
Над зачёркнутым: приличное.
Чтение слова предположительное; написано как:
обучения.
В документе ошибочно: знании.
В документе ошибочно: Россииской.
Чтение слова предположительное.
Так в документе.
В документе ошибочно: на лицо
Далее зачёркнуто: Иеромонах.
Слово написано над строкой.
Чтение слова предположительное.