Духовенство области войска Донского
Николай Петрович Автономов
Николай Петрович Автономов родился родился 6 апреля 1894 года в семье
Петра Викторовича Автономова, священника станицы Сергиевской. Мать - Анастасия
Яковлевна Ломоносова, дочь священника слободы Ореховой.
Учился в Тамбовской духовной семинарии, откуда исключён в 1909 году из 4-го
класса за пьянство.
С 1909 года состоял псаломщиком в Лебедяни. С 1918 года служил там в сане
иерея.
С 1920 года священствовал в Царицынской (Сталинградской) епархии.
В 1922 или 1923 году уклонился в обновленческий раскол.
С 1926 года был уполномоченным ВЦУ по Сталинградскому округу.
С 1927 года - "благовестник" в Таганрогской обновленческой епархии.
2 октября 1928 года присутствовал на заседании расширенного пленума
обновленческого Священного Синода.
18 мая 1930 года, будучи женатым, хиротонисан обновленцами в епископа
Ставропольского.
С декабря 1932 года - обновленческий епископ Тверской.
В июне 1933 года уволен за штат. 21 июля 1933 года уволен из Тверской епархии
за целый ряд неправильных поступков, унижающих епископское достоинство.
7 февраля 1934 года запрещён в священнослужении за бестактную деятельность в
должности настоятеля собора города Махачкала, после чего попытался устроить в
Махачкале автокефалию.
С 11 апреля 1934 года ему было разрешено священнослужение.
16 августа 1934 года откомандирован в Курскую митрополию для замещения
Старо-Оскольской кафедры. 13 сентября утверждён правящим епископом
Старо-Оскольской епархией.
29 декабря 1934 года уволен из Старо-Оскольской епархии "для пользы
обновленческого дела" за штат, с правом быть настоятелем.
30 января 1935 года откомандирован в Ивановскую митрополию для получения
настоятельского места.
С декабря 1935 года - на священнической вакансии в Иванове.
С 22 апреля 1936 года - обновленческий епископ Александровский.
5 декабря 1936 года возведён в сан архиепископа с назначением архиепископом
Александровским.
С 30 декабря 1937 годов - управляющий Ивановской митрополией.
По доносу Автономова арестован Александр Боярский.
3 декабря 1938 года освобождён от управления Ивановской митрополией и уволен за
штат.
Немецкая оккупация в августе 1942 года застала его коммерческим директором
мясокомбината в Пятигорске, где Автономов, объявив себя уже не обновленческим,
а "тихоновским" архиепископом, тесно сотрудничал с гестапо.
В декабре 1942 года он эвакуировался на Украину, где сумел ввести в заблуждение
вскоре погибшего экзарха Украинской автономной церкви митрополита Алексия
(Громадского), который 3 января 1943 года назначил его временным управляющим
Мозырской епархией.
Решением трёх архиереев Украинской автономной Церкви от 5 июня 1943 года
последовало запрещение "именующего себя архиепископом Николая Автономова в
священнослужении".
29 января 1944 года с женой, дочерью и внучкой прибыл в Варшаву и, по поручению
местной германской администрации, несколько месяцев окормлял различные
вспомогательные ненемецкие части, сформированные из народов востока.
26 мая 1944 года, назвав себя "православным руководителем для легионеров и
воинских соединений Вермахта и Охранных войск в генерал-губернаторстве",
впервые обратился к Архиерейскому Синоду РПЦЗ с прошением о принятии его в
каноническое общение. Ответа из Синода не последовало, но один из его членов,
митрополит Берлинский и Германский Серафим (Ляде), 21 июня написал
архиепископу, что вступает с ним и находящимися в его ведении казаками в
евхаристическое общение.
Через месяц с небольшим Автономов приехал в Берлин, и на встрече с Петром
Красновым смог произвести на генерала благоприятное впечатление. 8 августа
начальник "церковного реферата" Главного управления имперской
безопасности (РСХА) Нейгауз выразил согласие на назначение Николая епископом
при Главном управлении казачьих войск.
16 августа Автономов написал ещё одно прошение в Архиерейский Синод, а 26 августа
- лично Митрополиту Анастасию (Грибановскому). Архиерейский Синод провёл
расследование и выявил самозванство Автономова. Кроме того, к Митрополиту
Анастасию поступили деяние Собора епископов автономной Украинской Церкви в
Варшаве от 8 апреля 1944 года, подтвердившее решение трёх архиереев этой Церкви
от 5 июня 1943 года, а также доклад председателя Комиссии по церковным делам
при Русском комитете в Генерал-губернаторстве А. К. Свитича о результатах
расследования комиссии по данному делу. 11 октября 1944 года Архиерейский Синод
постановил:
"а) прошение Николая Автономова о принятии его в молитвенное и
евхаристическое общение отклонить ввиду непринадлежности его к составу
канонических православных епископов;
б) уведомить генерала Краснова, что Николай Автономов как самозванец и
обновленец не может быть назначен ни на какую церковную должность;
в) просить Митрополита Берлинского и Германского Серафима аннулировать выданное
им Николаю Автономову удостоверение о том, что он является православным
епископом, коему разрешено совершение богослужений в пределах Германской
епархии ...".
9 апреля 1945 года Архиерейский Синод окончательно отклонил его просьбу о
пересмотре дела.
Через несколько месяцев Автономов был принят в Риме в лоно католической Церкви
с сохранением восточного обряда, затем возведён Папой Пием XII в сан
митрополита с правом предношения креста и награждён наперсным крестом.
В качестве архиепископа Ратиарского и униатского митрополита Германского
Римского патриархата Автономов в декабре 1945 года приехал в Мюнхен, где начал
издавать журнал "Колокол" и устроил униатскую церковь св. Николая.
Через год-полтора был разоблачен как самозванец, смещён и отправлен в
католический монастырь.
15 декабря 1947 года арестован американской оккупационная администрация по
обвинению в шпионаже в пользу СССР. 10 марта 1948 года выпущен под залог и за
недоказанностью обвинений оправдан 8-м судебным округом военного суда США.
После выхода на свободу получил назначение Ватикана на работу с русскими
эмигрантами в Южной Америке. Там Автономов порвал с католиками и эмигрировал в
США.
В 1950-х годах несколько раз безуспешно пытался перейти в состав Американской
митрополии, в 1962 году подал прошение о принятии его в состав Греческого
экзархата.
В конце 1960-х годов он жил в Нью-Хэйвене, штат Коннектикут. По некоторым
данным служил на приходах Русинской (Питтсбургской) митрополии в США в штатах
Коннектитут и других как приходской священник. Потом проживал на покое.
Умер 13 августа 1979 года в Санкт-Питерсбург, Флорида, США. Похоронен там же по
епископскому чину.